ПОЛОЖЕНИЕ
о предметно-пространственной развивающей среде
в МБДОУ детский сад № 8
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о предметно-пространственной развивающей среде
(далее - ППРС) разработано для Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 8 (далее - МБДОУ).
1.2. Положение о ППРС разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования», «Методическими рекомендациями «Организация
предметно-пространственной развивающей среды" в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования»»,
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", (утв. постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28),
«Рекомендациями по формированию инфраструктуры
организаций и
комплектации
учебно-методических
материалов
в
целях
реализации
образовательных программ дошкольного образования» от 16.12.2022 года,
Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ (далее Программой).
1.3. Настоящее
положение
обеспечивают
реализацию
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
1.4. Предметно пространственная развивающая среда - часть образовательной
среды, представленная специально организованным пространством (помещениями,
участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития
обучающихся дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого
возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и
коррекции недостатков их развития.
1.5. Предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального
благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству,
к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную
самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в
коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МБДОУ,
групп и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы, а
также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного
возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со
взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации
непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических
работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и
профессиональных потребностей и мотивов;
- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных
представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление
их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их
здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребёнка и
учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных
и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения,
так и искусственного замедления развития детей);
- создание равных условий, максимально способствующих реализации различных
образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих
к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям,
а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
1.6. В МБДОУ предметно пространственная развивающая среда обладает
свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую функции.
1.7. За полнотой и качеством построения предметно-пространственной
развивающей среды в МБДОУ осуществляется контроль.
1.8. Положение о построении предметно пространственной развивающей среды
вступает в силу с момента издания приказа по МБДОУ «Об утверждении
Положения о ППРС» и действует до внесения изменений.
2. Требования к ППРС
2.1. ППРС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства МБДОУ, групп, а также территории, прилегающей к МБДОУ (далее Участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного
возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
2.2. ППРС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности
детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности
детей, а также возможности для уединения.
2.3. Предметно пространственная развивающая среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
- необходимые для инклюзивного образования условия;
- учет
национально-культурных,
климатических
условий,
в
которых
осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей
детей.
2.4. Предметно
пространственная
развивающая
среда
должна
быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.
2.4.1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям
детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и
воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том
числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием,
инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация
образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том
числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять
необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой
деятельности с разными материалами.
2.4.2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в
том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
2.4.3. Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования
различных
составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в МБДОУ или группах полифункциональных (не обладающих жестко
закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных
материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в
том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
2.4.4. Вариативность среды предполагает:
- наличие в МБДОУ или группах различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей.
2.4.5. Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
2.4.6. Безопасность
предметно
пространственной
развивающей
среды
предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению
надежности и безопасности их использования.
2.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе
технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое,
спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для
реализации Программы.
3. Формирование предметного содержания ППРС:
Для максимальной реализации образовательного потенциала предметно
пространственной развивающей среды как элемента образовательной среды в
рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное
содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных
воспитательно-образовательных задач.
3.1.1. Социально-коммуникативное развитие включает развитие игровой
деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. Данное
направление связано непосредственно с ведущей деятельностью детей дошкольного
возраста - игровой деятельностью, а также приобщением к элементарным
общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к
совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и
взрослых в МБДОУ; формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
3.1.2. Речевое развитие включает развитие словаря, развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие
речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование
звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
3.1.3. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части
и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего
народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
3.1.4. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы,
фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
3.1.5. Физическое развитие включает в себя направления приобретения опыта в
следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с
выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств,
как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения,
крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем
ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки,
повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых
видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей
здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных
привычек и др.).
4. Заключительные положения
4.1. Настоящее Положение о ППРС вступает в действие с момента утверждения
приказом заведующего МБДОУ.
4.2. Положение о ППРС действует до принятия нового, изменения и дополнения
вносятся по мере необходимости и подлежат утверждению заведующим МБДОУ.
4.3. Контроль осуществляется в соответствии с планом - графиком о
должностном контроле
4.4. Ответственность за полноту и качество построения развивающей предметнопространственной среды возлагается на воспитателей.
4.5. Ответственность за контроль построения развивающей предметнопространственной среды возлагается на заместителя заведующего по
воспитательно-методической работе.