Адаптированная образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 8 муниципального образования Каневской район
Описание образовательной программы
Адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) (далее –
Программа) разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом
Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования
(далее – ФАОП ДО), с использованием «Комплексной образовательной программы
дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (автор Н. В. Нищева) (далее —комплексной
образовательной программы).
Обязательная часть
Программы соответствует ФАОП ДО, ее объем составляет не менее 60% от общего
объема.
Часть, формируемая
участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована:
- на удовлетворение
особых образовательных потребностей, обучающихся с нарушением ТНР;
- на специфику
(национальных, социокультурных и иных условий, в т.ч. региональных, в которых
осуществляется образовательная деятельность);
- на сложившиеся
традиции ДОО.
В основе АОП ДО лежит
психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной
структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический,
морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и
экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».
АОП ДО
предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их
речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
АОП ДО для обучающихся
с ТНР включает следующие образовательные области:
1.
Социально-коммуникативное развитие;
2. Познавательное развитие;
3. Речевое развитие;
4. Художественно-эстетическое развитие;
5. Физическое развитие.
АОП ДО определяет базовое содержание
образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся в различных видах деятельности, таких как:
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с
правилами и другие виды игры).
3. Коммуникативная (общение и
взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).
4. Познавательно-исследовательская
(исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и
взаимодействия с ними), а также такими видами
активности ребенка, как:
- восприятие художественной литературы и
фольклора;
- самообслуживание и элементарный
бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала,
включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка,
аппликация);
- музыкальная (восприятие и понимание
смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры
на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными
движениями) форма активности ребенка.
В соответствии со Стандартом АОП ДО
построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и
самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно-развивающий и
гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей
(законных представителей), педагогических и иных работников МБДОУ) и
обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество
обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество МБДОУ с семьей.
7. Возрастная адекватность образования.
Специфические
принципы и подходы к формированию АОП ДО:
1. Сетевое взаимодействие с
организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами,
которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся;
2. Индивидуализация образовательных программ
дошкольного образования обучающихся с ТНР;
3. Развивающее вариативное образование;
4. Полнота содержания и интеграция отдельных
образовательных областей;
5. Инвариантность ценностей и целей при
вариативности средств реализации и достижения целей АОП ДОУ.
Особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с ТНР.
Основной целью работы с родителями (законными представителями) является
обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей (законных
представителей) в образовательный процесс для формирования у них компетентной
педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Реализация цели обеспечивает решение
следующих задач:
- выработка у педагогических работников
уважительного отношения к традициям семейного воспитания обучающихся и
признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;
- вовлечение родителей (законных
представителей) в воспитательно-образовательный процесс;
- внедрение эффективных технологий
сотрудничества с родителям (законным представителям), активизация их участия в
жизни детского сада.
- создание активной информационно-развивающей
среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском
коллективе;
- повышение родительской компетентности
в вопросах воспитания и обучения обучающихся.
Работа, обеспечивающая взаимодействие
семьи и дошкольной организации, включает следующие направления:
- аналитическое;
- коммуникативно-деятельностное;
- информационное.
Реализация АОП ДО обеспечивается
созданием в образовательной организации кадровых, финансовых, материально-технических
условий.
Реализация АОП ДО обеспечивается
педагогическими, руководящими и иными работниками, имеющими профессиональную
подготовку, соответствующую квалификационным требованиям.