Практики субъектности
25.01.2024
Основополагающим документом для дошкольных образовательных организаций является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором говорится о том, что образовательными организациями должны создаваться "...благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала как субъект отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром".
Развитие субъектных проявлений ребёнка дошкольного возраста в практике – одна из задач главных образовательной деятельности.
Система деятельности детского сада открыта для всех участников образовательных отношений, в которой высоко ценится личный выбор и соучастие детей в определении содержания и форм образования, а часть мероприятий и дел инициируется самими детьми; осуществляется переход от традиционной педагогической системы, основанной на механизмах субъект-объектных отношениях педагога и воспитанника, к новым – субъект-субъектным отношениям и предполагает умение каждого участника образовательных отношений пройти все этапы деятельности: формирование мотивации, планирование (постановка цели, задач, подбор средств), осуществление конкретных действий и культурных практик по достижению цели, рефлексию (самооценка причин успеха, неудачи, выводы).
Культурные практики-это обычные для ребенка (привычные) способы:
- самоопределение - потребность делать что-то важное, осуществление выбора;
- саморазвитие - способность к самостоятельному решению задач;
- саморегуляция - опыт успешной творческой деятельности.
Это так же апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, педагог выбирает один или несколько вариантов совместной деятельности:
- совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он выполняет функции педагога:обучает ребёнка чему-то новому;
- совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог - равноправные партнёры;
- совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения)направляет совместную деятельность группы детей;
- совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли её организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей;
- самостоятельная, спонтанно возникающая совместная деятельность детей без всякого участия педагога. Это могут быть самостоятельные игры детей (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, игры с правилами, музыкальные и другое), самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей, самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность (опыты, эксперименты и другое).
Утверждение дошкольника в качестве субъекта образовательной деятельности нацеливает педагогов и психологов на внедрение и реализацию соответствующих образовательных моделей и технологий. Одной их таких технологий, позволяющей старшим дошкольникам на основе практико-познавательной деятельности, самостоятельно, и в сотрудничестве, в сотворчестве – под руководством взрослого развивать собственную субъектность, выступает, на наш взгляд, метод проектов.
16.04.2024

В рамках проекта "В гости к маме на работу", а также Года Семьи, педагогами и родителями ребят из подготовительной группы были организованы экскурсии на места работы мам воспитанников: на фельдшерский пункт, инкубатор, в магазин "Магнит", санаторий "Приволянские воды". С целью приобщения детей к истории, культуре и традициям кубанского народа прошла встреча воспитанников средней и старшей групп с Народным хором казачьей песни "Приволье", в составе которого выступает мама Алихана.
Просмотров всего: , сегодня: